Тренинг

Как работает психологическая группа

Индивидуальная работа с психологом очень важна, но в последнее время я все больше склоняюсь к мысли о том, что групповая форма работы более эффективна. Точнее, индивидуальная и групповая работа дополняют друг друга, и предпочтение только одной формы ограничивает возможности психологической коррекции. Но поскольку некоторые клиенты игнорируют рекомендацию перейти в группу, я решила написать об этом насколько строк. Чаще всего нежелание переходить в группу связано с опасениями, что «внутриличностные проблемы получат огласку», «участники группы могут проявлять грубость», «в группе чужие, незнакомые люди», «застенчивость помешает работать полноценно», «другим нет дела до меня» и так далее. Бывает и так, что клиент имеет опыт работы в группе, который сам оценивает как «негативный». А мы скажем, что речь, скорее всего, идет о не интегрированном опыте. Групповая форма работы может быть действительно непростой: в группе обнажаются проблемы, на которые сам-то человек не готов посмотреть прямо; повышается психоэмоциональное напряжение; нарушается привычный способ думать о себе, мире и других людях. Однако давайте скажем, что групповая форма работы сама по себе не является однородным феноменом. Группы бывают разными. И как минимум мы можем выделить «групповую работу» и «работу в группе».
       Групповая работа – это формат динамической группы, когда имеют значение отношения между участниками группы. Динамическая группа – это прекрасная возможность посмотреть на себя глазами других участников через их субъективное отношение, чувства, которые возникают в ответ на поведение конкретного участника. Примером динамической группы может быть группа ЛОРП. Это группа, которая проводится всегда двумя ведущими в соответствии с методологическими принципами личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии (ЛОРП, Ленинградская школа психотерапии – А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский). Несмотря на преимущества динамической группы, процессуально это сложная группа. В такой группе нет заранее установленных правил – они вырабатываются самими участниками. Особое значение здесь имеют элементы групповой динамики: цели группы и отдельных участников; ярко выражены фазы развития группы, особенно стадии конфликта и нормирования; распределение ролей и вопросы лидерства; образование подгрупп, отношения между участниками; эмоциональное напряжение; симпатии и антипатии.
       Работа в группе – более мягкий вариант группы, когда групповая динамика является лишь фоном и постоянно «гасится» ведущим (он может быть один). Примером работы в группе может быть когнитивно-поведенческая группа (КПТ). Если в динамической группе ведущие склонны усиливать напряжение, обнажать скрытые конфликты, то в КПТ-группе, напротив, ведущий сглаживает острые углы и способствует снижению психоэмоционального напряжения участников. Благодаря чему происходит внутриличностная работа конкретного участника в такой группе? Рассмотрим эти механизмы и принципы.
1. Заключение контракта на психологическую работу в группе. До начала работы группы проводится индивидуальное собеседование с каждым участником, где идет приобщение к философии КПТ и обговариваются условия участия в группе: ограничения по здоровью, оплата, режим занятий, система домашних заданий, правила работы в группе. В случае, если участник не готов соблюдать эти условия, то контракт на психологическую работу в группе не заключается.
2. Согласованность индивидуальных и групповых целей. Основной целью когнитивно-поведенческой группы является симптоматическое улучшение и повышение уровня самопонимания, освоение навыков психологической и эмоциональной самопомощи. Важно внимательно рассмотреть все подсистемы функционирования собственной психики и научиться «думать поведенчески» на каждом из этих уровней (телесно-эмоциональный, когнитивный, двигательный, психосоциальный, ценностно-смысловой уровни). Благодаря предварительному отбору в группу КПТ всегда попадают участники с релевантными целями, так что работа спорится, и время на группе никогда не тратится впустую.
3. Интеллектуальный ресурс группы. В группу отбираются участники с интеллектом не ниже среднего, поскольку обращение к интеллектуальному ресурсу группы – это один из основных принципов работы в группе КПТ. Групповая дискуссия, шеринг и легендирование – вот основные формы групповой работы, которые максимально способствуют личностному росту конкретного участника. Интеллектуальный ресурс группы – это множество зеркал, в которых отражается участник «и в профиль, и в анфас».
4. Приверженность центральной идее КПТ. Основная причина жизненных сложностей – в существовании дисфункциональных глубинных убеждений, которые самому человеку не всегда очевидны. Группа ставит перед собой задачу помочь человеку найти в себе иррациональные убеждения с тем, чтобы он имел возможность прямо воздействовать на них. КПТ заключается в поиске ошибок в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия ситуаций. КПТ исходит из того, что эмоции и поведение человека во многом определяются его мышлением. Исправляя ошибки мышления, можно изменить свое эмоциональное состояние и влиять на поведение.
5. Использование базовых принципов КПТ. К таким принципам относят следующие: «думать поведенчески» (что я делаю?), «ориентироваться на решение проблемы» (что необходимо сделать?), «принцип позитивизма» (что я наблюдаю?), «думать шажками» (какое мое минимальное действие?), «думать гибко» (а как можно думать или делать по-другому?), «ориентироваться на будущее» (как то, что я думаю и делаю связано с моими целями?).
6. Использование базовых правил работы в группе. Эти правила устанавливаются ведущим и озвучиваются в режиме мягкой директивности на этапе отбора и в начале работы группы. К таким правилам относятся:

  • «Конфиденциальность» (то, что было в группе, остается в группе; информация об участниках группы, в том числе имена-фамилии не разглашаются).
  • «Активность» и «Стоп» (каждый принимает активное участие, но имеет возможность не говорить о болезненных для себя вещах).
  • «Безоценочность высказываний» (каждый говорит о своих чувствах от первого лица и не оценивает личность или поведение других участников, не дает интерпретаций).
  • «Здесь-и-сейчас» (в группе обсуждается только тот материал, который связан с конкретным опытом участника в группе и релевантен целям и задачам группы).
  • «Правило ноль-ноль» (приходим и уходим вовремя, на упражнение тратим столько времени, сколько запланировано).
  • «Правило одного говорящего» (не перебивать).
  • «Нет еде, да – воде!» (не есть, не курить, не употреблять психоактивные вещества и напитки; рядом всегда – стакан чистой воды без газа).
  • Дополнительно также вводится правило ведения дневника (все идеи фиксируются, особенно в процессе легендирования) и правило самостоятельной апробации техник (выполнение домашнего задания).

7.  Социально-психологические эффекты. Ведущий поддерживает естественным образом возникающие эффекты, характерный для малой группы. Прежде всего, базовым фактором является оптимальный уровень групповой сплоченности, когда повышается доверие к участникам группы, чувствуется ценностно-смысловой и эмоциональное единение. В таких условиях усиливаются позитивные социально-психологические факторы. К ним относятся:

  • социальная фасилитация (группа способствует повышению интеллектуальной активности, приходят новые идеи, инсайты);
  • косвенный опыт (человек неосознанно обучается на примерах и ошибках другого человека);
  • универсальность переживаний (участник группы обнаруживает, что другие чувствуют и думают сходным образом, имеют похожие проблемы);
  • выражение эмоций (участник понимает, что выражение эмоций, сообщение о собственных переживаниях приносит облегчение);
  • поддержка других (позволяет почувствовать себя более жизнестойким);
  • принятие ответственности (становится более отчетливым, что участник сам является источником собственных переживаний, мыслей и действий и имеет возможность самостоятельно и автономно отнестись к тому материалу, который дают другие участники).

Конечно, есть и такие факторы, которые затрудняют работу в группе, делают ее бессмысленной и неэффективной. Но об этом мы поговорим отдельно. А сейчас резюмируем, что же дает участнику работа в психологической группе:
— посмотреть на свои проблемы с помощью группового ресурса,
— обсудить трудности и получить поддержку со стороны других участников,
— попробовать новые формы поведения в атмосфере понимания и принятия,
— усилить эффекты личной психотерапии.