Может ли поведение быть внутренним?
Порой я сталкиваюсь с критикой когнитивно-поведенческого подхода — его называют поверхностным. Самые радикальные высказывания закручиваются вокруг идеи о том, что «человек воспринимается как машина, или в лучшем случае – как животное». Отсюда и другие поспешные выводы: «помощь когнитивно-поведенческого специалиста поверхностна», «устраняются только симптомы, а проблема не решается», «корректируется поведение, а личность не меняется». И конечно, я не спорю. Действительно, стремительное развитие когнитивно-поведенческого направления обязано развитию когнитивных моделей сознания и попыткой провести параллели между машиной и человеком, а также влиянием поведенческой науки и исследованиями физиологии ЦНС, прежде всего, на животных. Однако мне хотелось бы напомнить, что мэтры когнитивно-поведенческой терапии часто начинали свою практику как психоаналитики, а не как ученые, проводившие эксперименты на крысах. Давайте возьмем хотя бы самых именитых.
Например, Аарон Бек – основатель когнитивной психотерапии – в свое время получил психоаналитическую подготовку и в течение нескольких лет практиковал классический психоанализ. Как-то раз один из пациентов А. Бека в процессе высказывания свободных ассоциаций подверг его критике. А когда Бек спросил пациента о чувствах, тот ответил, что помимо гнева он также испытывал чувство вины. При этом пациент спонтанно добавил, что пока он высказывал критические замечания, параллельно шел еще один поток мыслей. Что-то вроде: «Я не должен был это говорить…», «Я не прав, критикуя его…», «Я поступаю дурно…», «Он обо мне плохо подумает…». Впоследствии эти мысли А. Бек назвал автоматическими. Они возникают у каждого человека, но не всегда рефлексируются, а между тем, являются источником неприятных переживаний. Впоследствии А. Бек сосредоточился на исследовании феномена автоматических мыслей и посчитал возможным связать их чем-то более глубинным и устойчивым. А именно – с глубинными убеждениями человека о себе, мире и других людях. Здесь мы имеем возможность распознать психоаналитическую подготовку А. Бека: существует система глубинных, слабо осознаваемых убеждений, которая сформировалась в детстве и прорывается в автоматических мыслях, чувствах и действиях человека. То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит или критикует, интерпретирует события и делает прогнозы является «внутренним поведением». С одной стороны, это «внутреннее поведение» является источником психологических проблем человека, а с другой – зависит от системы глубинных убеждений. И так же, как человек имеет возможность наблюдать за внешним поведением, он может наблюдать и за внутренним поведением. А наблюдение за внутренним поведением делает возможным распознавание иррациональных установок и долженствований, а также конфронтацию с ними.
Другой известный терапевт – Альберт Эллис – тоже некоторое время практиковал как психоаналитик, но довольно быстро разочаровался в этом подходе. А. Эллис основал рационально-эмотивно-поведенческую терапию (РЭПТ), основная идея которой сводится к следующему. Иррациональные представления вызывают эмоциональное страдание и поведенческие проблемы; необходимо использовать логику и рациональною аргументацию, чтобы высветить иррациональность мыслей и «вступить с ней [с иррациональностью] в борьбу».
Здесь мне так же хотелось бы вспомнить одного из основателей когнитивного направления «от науки» – Джорджа Келли. Он был убежден, что именно действия, пусть даже искусственно сконструированные (например, при проигрывании ролей), обладают силой изменения устойчивых паттернов в мышлении и поведении. Даже самый застенчивый молодой человек, проигрывая роль смелого и отважного Робин Гуда, способен в момент игры чувствовать уверенность и вдохновение. То есть новое поведение – как внутреннее (думать, интерпретировать, прогнозировать и т.д.), так и внешнее (делать, говорить, двигаться и т.д.) – получая естественное положительное подкрепление в форме эмоций радости, спокойствия, гордости, воодушевления и т.д. – будет укрепляться. Вот почему ролевые игры являются одной из центральных техник когнитивно-поведенческого тренинга.
Иллюстрация: https://twizz.ru/devushka-pri-pomoshhi-prostyx-illyustracij-pokazyvaet-chto-u-lyudej-v-golove-i-pochemu-oni-takie-raznye/