Как Кролик ходил на когнитивно-поведенческую группу
Сегодня речь пойдет о Кролике! Откровенно говоря, это мой любимый персонаж. Так что этот пост – своего рода психотерапия для себя. Поехали!
Кролик — персонаж, склонный к контролю и перфекционизму. Помимо индивидуальной работы с психологом, он еще и посещает когнитивно-поведенческую группу. На первом этапе работы в группе он столкнулся с легендированием. Суть работы сводилась к тому, что Кролик зачитывал свои автоматические мысли, а группа набрасывала свои идеи в ответ.
Вот как это было:
Ведущий: В течение недели все вы фиксировали свои автоматические мысли. Сейчас я предлагаю вам поделиться своими мыслями. Задача группы – внимательно слушать эти мысли и фиксировать себе ответы на 2 вопроса: 1) «Что чувствует персонаж, в голове которого такие мысли?» и 2) «По какому правилу живет персонаж, в голове которого такие мысли?». Потом мы все поделимся своими идеями с центральным участником. Есть ли желающие побыть центральным участником?
Кролик: Пожалуй, я не против. Я готов принять участие, если и группа не против тоже. Простите.
Ведущий: Замечательно, Кролик. Твоя задача просто зачитать свои мысли, как будто ты диктор и тебе просто надо четко прочитать заранее заготовленный текст. Ничего пояснять не нужно, просто зачитай все мысли подряд.
Кролик: А может быть мне лучше пояснить, что это были за ситуации? Ведь от ситуации зависят и мысли.
Ведущий: нет, пояснение не требуется, потому что мы будем работать только с мыслями. Ты можешь зачитать все мысли по 2-3 ситуациям даже без пояснения, к какой ситуации какие мысли относятся.
Кролик: Мне, право, неловко. Но я попробую. Уже начинать?
Ведущий: да, пожалуйста. Дорогая группа, а наша с вами задача внимательно слушать и записывать ответы на вопросы, которые я озвучивал выше. Теперь это не кролик, а абстрактный центральный участник. Пожалуйста, не перебивайте центрального участника и не обращайтесь к нему. Итак, центральный участник, просто зачитай все свои мысли.
Кролик: хорошо, я начинаю, да? Да. Итак, позвольте, я зачитаю.
Винни-Пух все у меня съел
Мед, варенье и сгущённое молоко
И все без хлеба
Это бесцеремонно
Я не мог ему отказать
Я слишком воспитанный
А он не воспитанный
Они все должны быть воспитанными
Нельзя быть таким бесцеремонным
Он даже не смог вылезти из норы
Он стал ужасно толстый
Он совсем не следит за собой
И тянет за собой других
Он ужасен
Он закрыл рот Пятачку
Его надо воспитывать
Он должен понимать, как себя вести
И как я не смог ему отказать
Я просто нюня, заяц натуральный
Я должен быть сильным и давать отпор
Простите, но это все, что я успел записать.
Ведущий: Очень хорошо. Дорогая группа, сейчас мы будем работать с мыслями. Пожалуйста, отвечайте на вопросы: «Что чувствует персонаж, в голове у которого такие мысли?» и «По какому правилу живет персонаж, в голове у которого такие мысли?». Пожалуйста, не обращайтесь к центральному участнику, всё обсуждение через меня. Центральный участник, пожалуйста, фиксируй все идеи в тетради. Кто готов начать?
Белоснежка: Такой персонаж чувствует раздражение, он злится. Такой персонаж живет по правилу «Все должны быть воспитанными».
Аленушка: Этот персонаж чувствует вину и злость. Он живет по правилу «Пусть все будут как я», то есть «Все должны быть такими же идеальными как я».
Пес Шарик: Персонаж, в голове которого такие мысли, чувствует обиду и злость. Он живет по правилу «Если я буду давать отпор, то другие посчитают меня плохим…Невоспитанным».
Удав: Вина, обида и злость. Такой персонаж живет по правилу «Если я не даю отпор, то я слабый».
Русалочка: Он злится. А еще я отметила чувства стыда и вины. И еще страх. Этот персонаж живет по правилу «Все должно быть правильно» и «Все должны соответствовать моим ожиданиям».
Ведущий: Спасибо всем за ваши идеи. Кролик, возвращайся к себе, выходи из роли центрального участника. Как ты себя чувствуешь? Что происходило с тобой, когда участники группы набрасывали тебе свои идеи? Как это соотносится с тем, что ты для себя отметил – то есть твои чувства и твои правила?
Кролик: Ну, злость – это слишком. Скорее, было легкое недовольство. Я слишком воспитан, чтобы чувствовать злость. И конечно же, я ни в чем не виноват. У меня не было страха и стыда. Я персонаж сдержанный и у меня все в порядке с саморегуляцией. И я слишком много работаю надо собой, чтобы обижаться. Это не про меня. Что касается правил, то некоторые совпадают с моими. Я действительно считаю, что все должны быть воспитанными. Но меня задело то, что участники увидели еще и такое: «Все должны соответствовать моим ожиданиям». Вовсе я так не думаю, пусть каждый поступает как ему вздумается.
Ведущий: Кролик, а над чем бы ты еще подумал до следующей встречи? Может, если что-то задело тебя…
Кролик: Да, я вот сейчас подумал, что если меня что-то задело, то у меня что-то торчит. Так что я подумаю. Например, про ожидания…И может, про обиду и злость. А я ведь и впрямь злился! Спасибо всем, ребята. Я все себе записал и готов обдумать.
…
Далее группа продолжила свою работу. В результате, Кролик посетил все 12 встреч программы «Когнитивно-поведенческая группа». На втором этапе работы группы он работал со своими иррациональными убеждениями и долженствованиями, которые делают значительный вклад в укрепление перфекционизма Кролика.
Например, он выяснил, что долженствование к другим «другие должны быть идеальны» связано также с аналогичным требованием к себе («я должен быть идеальным») и к миру («все должно быть идеально»). И это долженствование является нерациональной формой компенсации глубинного убеждения «Я ничтожество». Чем больше расхождение между реальностью и долженствованием к себе, тем более выражены чувства вины и стыда. Чем больше расхождения между реальностью и долженствованием к себе и к миру, тем более выражены чувства обиды и злости.
…
Чем поможет Кролику когнитивная группа?
1. Понимание перфекционизма: Кролик может изучить свой перфекционизм и его воздействие на его жизнь и отношения с другими.
2. Принятие несовершенства: Участники группы могут помочь Кролику освоить навыки принятия собственных ошибок и несовершенства.
3. Управление тревожностью: Кролик может научиться управлять своей тревожностью и стрессом, связанными с желанием контролировать все аспекты жизни.
Путем изучения и практики когнитивно-поведенческих методов, он сможет стать более осознанной и уравновешенной личностью, способной лучше управлять своими мыслями и действиями.