Когнитивный подход к вопросам мотивации
Вчера со студентами-психологами обсуждали когнитивный подход к вопросам мотивации. Из чего же складывается наша мотивация?
👉 Устойчивые переменные: черты личности и характера, направленность личности, устойчивые убеждения. Отвечает на вопрос «Кто я?».
👉 Субъективная трудность: определяется через оценку вероятности успеха. Отвечает на вопрос: «Насколько это трудно для меня?».
👉 Побудительная ценность: определяется ценностью прогнозируемого успеха. Отвечает на вопрос: «Насколько это важно для меня?».
Для мотивации необходимо, чтобы субъективная трудность не превышала побудительную ценность. Если задача кажется слишком трудной, и при этом неважной – вряд ли мы за нее возьмемся. Исключение составляют случаи внешней мотивации, подробнее об этом здесь https://vk.com/video-93642725_456239067
Отдельно обсуждали концепцию самоэффективности А. Бандуры. Самоэффективность – это вера в эффективность собственных действий. Среди прочих факторов самоэффективности выделяется параметр «косвенный опыт». Что это? Когда мы видим, что у другого человека (плюс-минус равного нам по способностям-возможностям) получается, то автоматически возникает ощущение, что и у нас получится. На этом строится множество мотивационных роликов, где мы видим некого центрального персонажа, который рассказывает на о том, что был он простым парнем, а теперь вот сколько всего добился. Феномен «косвенный опыт» лежит в основе самоэффективности наряду с такими факторами, как:
✍️Личный опыт («Раньше у меня получалось, теперь тоже получится», «Я справляюсь прямо сейчас»).
🤝Поддержка со стороны (авторитетного для нас лица «Ты справишься»).
✊Состояние (физическая форма и настроение «Я в порядке»).
☝️Постановка цели (самостоятельно и положительно сформулированная, проксимальная, подлежащая дроблению на более мелкие части «Я знаю, что и для чего я делаю»).