Контроль против беспомощности
В последнее время я часто слышу от клиентов и даже от коллег-психологов пренебрежительное отношение к контролю. В этом сообщении мне бы хотелось прояснить данный вопрос, дабы «не выплескивать с водой и младенца». Начну с того, что контроль является одной из важнейших функций высшей психической деятельности. Контроль тесно связан с оценочной функцией психики, когда мы имеем возможность отличать опасное от неопасного, полезное от вредного, ценное от ущербного и так далее. И совершать действия в соответствии с этой оценкой, то есть делать выбор. Контроль позволяет следовать намеченному плану и достигать целей. Контроль помогает выстраивать границы и быть избирательным в общении. Контроль дает возможность выстраивать свою жизнь в соответствии со своими ценностями. В конце концов, контроль – это гарант того, что «я живу свою жизнь, а не она меня».
Контроль формируется в процессе онтогенеза постепенно, по мере того как созревает кора головного мозга. Контроль позволяет нам быть более точными, избирательными, эффективными и думать на перспективу. На уровне физиологии ЦНС контроль обеспечивается процессами торможения, что было описано еще И.М. Сеченовым в середине 19 века. Нарушение функции контроля приводит к различным неврологическим, психиатрическим, поведенческим и психологическим проблемам в зависимости от того, на каком уровне функционирования психики происходит нарушение контроля.
Вопрос не в том, хорош или плох контроль, а в том, в чьих руках он находится и насколько он осознаваем. Приведем примеры деструктивного контроля. Так, есть такое понятие как «всемогущий контроль» — естественная психологическая защита, придающая человеку уверенности («все под моим контролем»). Однако есть нюанс: психологические защиты не осознаются и в трудных ситуациях «включаются» в обход сознания человека. «Всемогущий контроль» релевантен убежденности человека в том, что он все может контролировать. И когда что-то выходит из-под его контроля, он испытывает мучительные чувства вины и стыда. Побочным эффектом может быть иррациональное усиление контроля даже в тех ситуациях, где это неуместно. И со времени выясняется, что не у человека все под контролем, а он сам – узник контроля. Контроль тогда не служит человеку, а ставит человека себе на службу. И вот уже вся жизнь подчинена теме контроля, человек боится его потерять.
А между тем контроль – это, чем нужно овладеть в процессе жизни. Это инструмент. И как любой инструмент требует компетентного обращения. Давайте рассмотрим позитивную, конструктивную сторону контроля. И здесь речь идет об осознаваемом контроле. А начну я издалека. В 1967 году аспиранты Мартин Селигман и Стивен Майер впервые описали феномен выученной беспомощности. Об этом феномене много написано, более того, это одно из центральных понятий, вокруг которого выстраивается концепция депрессии Мартина Селигмана. Основная идея сводится к тому, что человек, многократно сталкивающийся с неудачами в детстве, привыкает быть пассивным. И даже если есть возможность действительно что-то сделать, этот человек остается беспомощным, что выражается в таких мыслях как, например, «все равно ничего не получится».
Однако в 2016 г. Стивен Майер и Мартин Селигман – сами же опровергли свой тезис о выученной беспомощности в статье «Взгляд на выученную беспомощность 50 лет спустя: озарение от нейронауки». Основной тезис от авторов: беспомощность является естественным состоянием новорожденного человека, поэтому она не может быть выученной. Мы обучаемся не беспомощности, а контролю. В детстве травматизация происходит из-за несовершенства стратегий совладания и контроля. А у взрослых появляется депрессия, субдепрессивные состояния или просто пессимизм вовсе не потому, что они научились быть беспомощными, а потому, что они не освоили достаточно стратегий совладания с трудностями, и они не научились оптимальному контролю.
При воспитании детей, а также в процессе самовоспитания взрослый должен понимать, что беспомощность – это естественная реакция организма, то, что легче всего нам дается. Мы такими рождается, и есть структуры, отвечающие за это состояние (а именно – дорсальное ядро шва в продолговатом мозге, подробнее здесь). В это состояние мы впадаем в случае опасности, переутомления. Организм как бы за нас принимает решение «не отсвечивать и беречь силы». Контроль, напротив – формируется в процессе воспитания, нарабатывается с опытом. Контроль над внешней и внутренней средой нарабатывается в процессе деятельности, в результате столкновения с предметной и социальной средой. За осознаваемый контроль отвечает кора головного мозга (а именно – вентромедиальная префронтальная кора, подробнее здесь).
Моя задача как когнитивно-поведенческого психолога способствовать тому, чтобы человек фокусировался на возможностях контроля, который находится под его личным контролем. Контроль над контролем. Звучит забавно, но именно так обстоят дела. Укрепление внутреннего рационального контроля происходят за счет самых разнообразных упражнений КПТ. Тренировка внимания, системное самонаблюдение, рефлексия автоматических мыслей, сопоставление мыслей и чувств, упражнение на воображение, тренировка в распознавании поведения, которое провоцируется иррациональными установками, а не рациональными жизненными целями.