П.Я. Гальперин: поэтапное формирование умственных действий
Июнь ассоциируется с Днем защиты детей и началом школьных каникул. Поразмышляем о психическом развитии ребенка? Предлагаю прикоснуться к классике отечественной психологии.
Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988) – один из ведущих ученых в области возрастной и педагогической психологии. Автор всемирно известной Теории поэтапного формирования умственных действий. Эта теория основана на учении Л.С. Выготского об интериоризации. Интериоризация – процесс преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю, психическую деятельность. Основная идея теории Гальперина заключается в том, что обучение и воспитание можно рассматривать как процесс интериоризации. Теория Гальперина позволяет оптимально управлять процессом формирования умственных действий с заранее намеченными свойствами.
Исходными теоретическими постулатами послужили следующие положения, разработанные в отечественной психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым:
1) всякая психическая функция выступает вначале как внешняя, интерпсихическая, а потом как внутренняя, интрапсихическая; т.е. всякое психическое есть превращённое, интериоризованное внешнее (Л.С. Выготский);
2) психика (сознание) и деятельность представляют собой особый тип единства: психическое формируется в деятельности, а деятельность регулируется психическим (С.Л. Рубинштейн);
3) внутренняя, психическая деятельность имеет ту же структуру, что и внешняя, предметная деятельность (А.Н. Леонтьев).
Формирование умственных действий происходит в шесть этапов.
Первый этап: мотивационный. Знакомство с целью обучения, с использованием проблемной ситуации.
Второй этап: составление ориентировочной основы действия (ООД). Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.
Третий этап: выполнение действия в материальной форме. Например, счет на пальчиках, с перебиранием предметов, счёт «шагая по лестнице».
Четвертый этап: формирование действия в громкой речи. Обращена к другому человеку, развернутая речь-действие.
Пятый этап: внешняя речь «про себя», развернутая форма, но не произносимая вслух.
Шестой этап: формирование внутренней речи. Действие сокращенное, автоматизируемое, безошибочное. Проговаривается только ответ. Появляется феномен чистой мысли.
Итогом обучения становится контроль, переходящий в самоконтроль. Оценка, переходящая в самооценку.
А как вам этот подход, как думаете он не потерял актуальность?