Шеринг и легендирование как формы работы в когнитивно-поведенческой группе
В этом сообщении мне бы хотелось обратить внимание на две формы работы в группе: шеринг и легендирование. Я оставляю за скобками другие приемы, такие как, например, групповая дискуссия или обратная связь, поскольку речь идет о когнитивно-поведенческой группе. Напомню, что когнитивно-поведенческая группа относится к «мягкому» варианту. Ведущие не планируют групповую дискуссию и редко стимулируют участников давать друг другу обратную связь (и если это делается, то директивно контролируется ведущим). С другой стороны, шеринг и легендирование очень характерны для КПТ-группы, поскольку именно они обеспечивают эффективность работы в группе. Давайте разберемся, в чем специфика шеринга и легендирования, когда уместно их использовать.
Шеринг – характерная для любой психологической или психотерапевтической группы форма работа. Само слово происходит от английского слова «share», что значит «делиться». То есть дословно – это групповой процесс, когда каждый участник делится своими переживаниями и опытом участия в упражнении здесь-и-сейчас. Основная цель – интегрировать, присвоить себе опыт, который проживался в процессе выполнения упражнения или на занятии в целом. В КПТ-группе шеринг используется в начале (обсуждение результатов выполнения домашних заданий) и в конце занятия (после упражнения). Шеринг имеет свою специфику по форме проведения: каждый участник высказывается от первого лица единственного числа, говорит о своих мыслях, ощущениях, чувствах и действиях («Я-высказывание»). При упоминании другого участника используется персонализированное высказывание, обращение по имени («Ты-высказывание»).
Легендирование – характерная для КПТ-группы форма работы. Образовано от слова «легенда». Это такой групповой процесс, когда каждый участник высказывает любые свои мысли, ассоциации, образы и метафоры, которые возникают в ответ на то, что он слышит от «центрального участника». Данная техника называется легендированием, чтобы подчеркнуть, что высказанные идеи лишь домыслы участников, это их предположения и «легенды», или если хотите – фантазии и бред. Так что центральный участник вправе принять или отвергнуть услышанное. Цель легендирования – расширить самопонимание за счет интеллектуального ресурса группы. Легендирование имеет свою специфику: высказывание строится в третьем лице без использования имени. При этом все общение идет через ведущего, участники не обращаются друг к другу. Легендирование часто является частью упражнения или используется автономно (например, по запросу участника можно приостановить шеринг и провести легендирование). Как проводится легендирование?
1. Ведущий спрашивает, есть ли желающие побыть в роли «центрального участника».
2. «Центральный участник» читает вслух все свои мысли (этот материал мы получаем в ходе упражнения).
3. Участники «круга» дают свой отклик на материал в соответствии с инструкцией ведущего, не обращаясь непосредственно к центральному участнику. В это время «центральный участник» всё записывает.
4. «Центральный участник» выбирает то, что ему откликнулось (или задело), над чем он готов поразмышлять.
Поскольку ведущий делает акцент на том, что «это всего лишь наши идеи, легенды и фантазии», участники могут быть открыты в своих высказываниях. Использование ассоциаций, образов и метафор дает богатый материал. Таким образом, задействуется весь интеллектуальный ресурс группы, и у «центрального участника» есть возможность с разных сторон посмотреть на свою проблему.
Примечательно, что внутренняя работа идет у каждого участника, даже если он не был в роли «центрального». Это обусловлено тем, что исходный набор иррациональных установок довольно ограничен, и каждый узнает себя в других участниках. Подробнее об этом пишут Аарон Бек, Джудит Бек, Альберт Эллис, Роберт Лихи и другие авторы. Кратко об этом можно посмотреть здесь.